IT, менеджмент, тестирование, осознанность — блог Игоря Колосова

Игорь Колосов

В последнее время медиа-пространстве опять всплыла книга Штрауса и Хау «Четвертое превращение: Американское пророчество» про исторические циклы.

В последнее время медиа-пространстве опять всплыла книга Штрауса и Хау «Четвертое превращение: Американское пророчество» про исторические циклы. После поста о «пророчестве пап», предсказывающем очередной конец света, я решил разобраться и в этом вопросе.

Оказывается, именно Штраусу и Хау мы обязаны понятием «зумеры», над которыми сейчас все трясутся. И понятие «миллениалы» тоже отсюда.

Если коротко говорить о сути книги, то Уильям Штраус и Нил Хау утверждают, что история развивается циклами по 80-100 лет. По крайней мере, история США точно. Каждый столетний цикл заканчивается катастрофой. И, вот ужас, очередное завершение цикла должно произойти в 2025-2030 годах.

Отдельно меня удивило, что историю Америки можно изучать с 1584 года. Почему-то я думал, что Америка появилась в 1800-х годах.

Но вернемся к теории. Штраус и Хау написали 9 книг и теперь консультируют HR и маркетологов, объясняя, что нравится разным поколениям и как на них воздействовать. Штраус по профессии – юрист, писатель и драматург. Хау – экономист и историк. Обратили внимание? В этом списке нет слов «ученый», «исследователь» или «доктор наук».

На этом можно было бы и остановиться, но их теория очень уж широко распространена, так что двигаемся дальше.

Весь ход истории наши специалисты поделили на Секулы – периоды по 80-100 лет (а древние римляне словом «секулум» определяли максимальную продолжительность человеческой жизни).
В каждой Секуле 4 фазы по 20-25 лет: фаза Подъема (стабильного роста после предыдущего кризиса), затем фаза Пробуждения (внезапных сомнений в существующем строе), фаза Распада (индивидуализма, снижения доверия к институтам власти) и фаза Кризиса (войны, революции, экономической катастрофы).

Каждой фазе соответствует свой тип поколения. Причем рождается поколение чуть-чуть в предыдущей фазе, а проявляет себя уже в следующей. Герои рождаются в Распад, а подвиги совершают в Кризис. Артисты взрослеют во время Кризиса и расцветают при Подъеме. Пророки формируются в Подъем, чтобы нести новые идеалы во время Пробуждения. А Странники в Пробуждение набираются прагматизма, который поможет им во время Распада.

Вся эта конструкция плюс-минус ложится на историю США. Взять, например, XX век: Первая мировая война и сухой закон – очевидно, период Распада. Великая депрессия и Вторая мировая война – это Кризис. Экономический подъем после Второй мировой – фаза Подъема. Студенческие революции 60-х – фаза Пробуждения. Культурные войны и постмодернизм – опять фаза Распада (сомнительно, но допустим). Борьба с терроризмом, ипотечный кризис в США – Кризис.

Но в России циклы совсем не совпадают. Революции 1905 и 1917 года нам предлагают считать периодом Распада, но что это, если не самый ужасный Кризис? Сталинские репрессии, Вторая мировая война – опять Кризис. Затем, правда, период Подъема: покорение космоса, СССР – мировая супердержава, несмотря на идущую параллельно Холодную войну. Тогда потом должен быть период Пробуждения? А у нас опять все распалось, СССР, например.

Или взять Китай. Китайской цивилизации пять тысяч лет. Если бы теория работала, они давно бы всех обогнали. Но у них тоже за последние 50-100 лет были и взлеты, и внезапные трагедии, не вписывающиеся ни в какие циклы.

Великобритания тоже выбивается. Первая и Вторая мировые войны, потеря колоний и брексит ломают все фазы.

По теории, созданной для США, людей, родившихся с 2000-го года, называют «зумерами» («поколением Z»). Также их называют «поколением снежинок» и с опаской принимают на работу.

А ведь в России совсем другие поколения. Кроме того, люди, выросшие в разных условиях: семьях, школах, дворах, городах – порой больше отличаются друг от друга, чем рожденные во время разных Секул.

И поколение Альфа (или поколение С от Covid, сами еще не решили, как называть), вряд ли в итоге будет ассоциироваться с квадроберами.

Поэтому, если Кризис и случится, то в США, причем по объективным причинам, а не из-за какой-то теории. А нам с вами не стоит переживать.